|
|
Специалисты не одобряют подобных активных методов
воспитания. Первым, кто стал бить тревогу по этому поводу, был американский
врач-педиатр Тьери Бразельтон. Опережающее интеллектуальное развитие ребенка
идет в ущерб его социальному и эмоциональному развитию. которые, по его
мнению, и закладывают основу дальнейшего жизненного благополучия ребенка.
И почему дети с пеленок должны стать всезнайками? Психологи убеждены в
том, что в действительности основой для успеха служат не информативные
знания, а созидание. Создавать — это не значит делать что-то, чему тебя
научили, а придумывать! Построить из трех кубиков замок для принцессы или
суперсовременный гараж для автомобильчика, видеть в облаке жирафа, а в
цветочке домик для Дюймовочки - в этом проявляются способности ребенка
и родителей, которые могут настроить малыша на восприятие мира определенным
образом. Конечно, ребенок — это личность, и с первых часов своей жизни
он начинает понимать и чувствовать многие вещи, которые, как казалось нам
раньше, он не способен воспринимать. Мы не призываем к тому, чтобы ваш
ребенок рос, как «сорная трава»: мол, со временем все сам узнает и поймет.
Плохи любые крайности. «Заброшенный» ребенок, к которому не проявляют достаточного
внимания, живет в замкнутом мирке, боясь выйти в открытое пространство
жизни, и лишь заблудившийся ветер может вынести его оттуда, но в этом случае
никто не будет застрахован от плачевных результатов «стихийного» путешествия.
Такой ребенок не имеет стимулов к развитию своих умственных способностей,
он не в достаточной степени социализирован, его воображение застыло на
мертвой точке, не найдя иных для своего приложения. Однако для того, чтобы
настроить ребенка на активное восприятие мира, не все средства хороши.
Усиленное насаждение «опережающего развития» может вызвать у ребенка состояние
тревоги. У него сложится впечатление. будто он недостаточно хорош для своих
родителей и не заслуживает их любви. И это в тот момент, когда ребенок
все время находится в процессе все новых и новых открытий, постигает самые
весомые знания: о мире, об окружающей жизни, о языке, о себе самом. Дается
ему это не так-то легко: сколько ему требуется внутреннего напряжения,
чтобы переработать всю полученную информацию!
Систематическое и чрезмерное стимулирование интереса ребенка, его любопытства. стремления к знаниям может значительно навредить развитию его воображения. В худшем случае это приведет к тому, что у ребенка пропадет всякое стремление к тому, чтобы что-то придумывать, и ему вообще уже ничего больше не захочется. Любая чрезмерность притупляет любопытство ребенка и затормаживает его развитие. Только в ситуации, когда существует относительный «голод», желание ребенка способно полностью оформиться, а воображение — начать свою работу. Возможно, родители Лизы не учли этого факта. Лиза — очаровательная девочка четырнадцати лет. Сегодня это посредственная ученица, мало к чему проявляющая интерес. Перед любыми трудностями она опускает руки, В раннем детстве она была очень умненькой девочкой: в 12 месяцев с легкостью собирала паззл, в три года играла на скрипке. «Мне так хотелось, чтобы она была совершенна во всем, — рассказывает ее папа. Мы все время с ней занимались, чтобы она знала и умела больше, чем все ее сверстники. Я был безжалостен и требовал от нее все больших успехов, а она была такой покорной. Но было во всем этом что-то бесполезное: Лиза не получала удовольствия от своих занятий, хотя она так старалась». Итак, мы можем заключить, что ребенок с «опережающим развитием» может погрязнуть в своих сверхестественных способностях. Много вопросов встает по поводу целесообразности опережающего развития и его будущих последствиях. Какие дети вырастут из таких малышей? А какие взрослые люди из них получатся? На сегодняшний момент немногочисленные исследования в этой области говорят о том, что опережающее развитие не способствует какому-то небывалому успеху ни в детскую пору, ни во взрослой жизни. Доподлинно известно другое: маленький человечек нуждается в родительском тепле, любви, ласке и заботе. Ну еще немного игрушек. Дело в том. что только 10% знаний мы получаем сознательным путем. Остальные — 90%! — приходят из окружающего пространства от близких людей, и в первую очередь, от родителей. При этом такое приобретение знаний зависит от способностей, заложенных ребенку природой, его генетическим кодом. Вот почему так важно предоставить малышу свободу, едва он начинает ходить. Свобода — единственное условие, при котором малыш может проявить свои способности. Итак, оставим наши грандиозные родительские мечтания, отвлечемся от тревог и начнем доверять нашим малышам. Давайте попробуем посмотреть на этот мир глазами наших детей, и нам откроется его первозданная красота. Ожидая взросления ребенка, будем взрослеть вместе с ним и заново открывать для себя тайны мирозданья. Возьмем на себя ответственность за наши возможные неудачи и вероятные победы. Позволим себе не делать ничего с ребенком, ничего «специального». Не будем слишком часто задумываться над тем, чему бы еще такому научить ребенка — будем просто радоваться от того, что мы вместе. Вместе играть просто ради игры, дурачиться, ласкать друг друга и целовать. Мы посадим нашего очаровательного малыша на колени, откроем альбом со старыми семейными фотографиями, будем слушать музыку, пробежимся наперегонки по лесной тропинке... Мы никогда не забудем слов, сказанных друг другу, мелодий, что напевали вместе, потому что в них живет любовь... Анна Евстигнеева
|
|
|