Еще вчера маленький человечек, только что появившийся на свет, казался нам несмышленым беспомощным существом. Сегодня сотни статей написаны на темы воспитания и образования ребенка уже в утробе матери. Вот почему мы свято верим в то, что на свет рождается существо разумное, со своим характером, большими потенциальными возможностями. «Ваш ребенок — это белый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно», — говаривали наши мамы и папы. В угоду последним достижениям науки мы, родители, одержимы стремлением все сделать по уму. Руководствуясь сухим расчетом и циничным прагматизмом, с первых дней рождения ребенка мы начинаем развивать все его способности, и в первую очередь нас интересует развитие интеллекта ребенка как необходимое условие будущего жизненного успеха взрослого человека. И только родительская интуиция, что сидит глубоко внутри, пытаясь упрятаться от губительных ударов прогресса, сеет сомнения. Неужели основная задача родителей в том и состоит, чтобы растить гениев? Вспомним: уже на вторые сутки после рождения ребенок начинает узнавать свою маму визуально и через запах. Еще через несколько дней он начинает различать слоги, близкие по звучанию к фонемам «ба» и «па». Еще через несколько недель ребенка можно знакомить с различными геометрическими формами, учить арифметике... Опыт так называемого опережающего развития. Давайте попробуем разобраться, куда и зачем мы бежим, и, быть может, для освоения жизненно важных пространств лучше выбирать не бег трусцой, а обычный-прогулочный шаг?..
Существует множество причин, более или менее обоснованных, которые заставляют родителей ставить своего ребенка на путь опережающего развития. Страх поражения, жизненные неурядицы, тревоги, вызванные нестабильной экономической ситуацией... А нам так хочется, чтобы нашим детям сопутствовал только успех. «Сегодня мы должны дать ребенку все, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно в мире, где ему предстоит жить», — делится со мной одна из родительниц. Однако «все» — понятие достаточно пространное, и его границы зависят от индивидуальных особенностей самих родителей. Порой папы и мамы стремятся дать ребенку все, чего они сами были лишены в детстве. Специалисты рассказывают из своей практики: полуторагодовалая девочка страдала бессонницей — мама просто пичкала ее информацией. Любой вопрошающий взгляд малыша, вызванный, например, солнечным соцветием ромашки, заставлял маму углубляться в недра ботаники, анализируя и сравнивая все возможные пестики и тычинки, перекрестное опыление и магическое гадание из серии «любит-не любит».
     Так подсознательно мама пыталась компенсировать недостаток общения, который она сама испытывала в детстве.
     В нашем мире, где все так быстро меняется, мы хотели бы, чтобы и наши дети жили в одном ритме с этим миром. Быстрее становились самостоятельными и тем самым вселяли в нас мнимую уверенность в том, что все наши родительские усилия не пропали даром. Немалую пищу для размышлений может дать родителям книжка некоего П.В.Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Автор рассказывает о простых и доступных всем родителям способах, дающих возможность ребенку максимально быстро освоить окружающий мир и стать «вундеркиндом». Автор уверен, что, используя его метод, ребенок уже в один год сможет читать. «Зачем ждать? Так, играючи, в колыбели можно стать музыкальным гением, полиглотом, бизнесменом и т.д., и т.п. Зачем попусту тратить время, лежа в люльке?» — задается вопросом сам автор. «Зачем спешить?» — недоуменно возразим мы. Когда со дня рождения ребенка прошло больше года, он в состоянии имитировать определенные звуки, даже запоминать формы некоторых букв, но это никак не поможет ребенку понять текст, его содержание и то, что за ним стоит. Такой ребенок никогда не постигнет интереса чтения как такового!
   Многих родителей так захватывает процесс «опережения», что они днем и ночью только и бредят о том, чтобы их ребенок вырос самым умным. И уже с первых месяцев вместо веселых погремушек над детскими кроватками висят картонные флаги с изображением букв или геометрических форм. Нежную колыбельную заменила фуга Баха или клавесин Моцарта. «Необходимо, чтобы ребенок чувствовал разницу», — скажут умудренные новаторским опытом «продвинутые» родители. В жизни некоторых малышей занятия по развитию умственных способностей могут вполне мирно соседствовать и с физическими упражнениями. «Мишеньке всего два года, — рассказывает его мама Лена, — а он уже раз в неделю ходит на занятия «бэби-йоги», а по субботам занимается плаванием. А еще английский на видео и пробежка по утрам.» Да, распорядок дня этого маленького человечка не менее насыщенный, чем рабочий день премьер-министра. В доме или за его пределами родители ищут, чем бы занять ребенка, чтобы он ничего не упустил. Другие, менее активные, сидят дома, сожалея, что у них на это нет сил, времени или средств.

 

Вернуться на главную страницу
Вернуться к теме :Как они растут
Перейти на вторую страницу
Хостинг от uCoz