Это не депрессия. Не отчаяние перед серьезными
препятствиями. Не болезнь. Не временный упадок сил.
Как назвать состояние, исподволь возникающее, по моим наблюдениям,
у женщин, стремящихся успеть и преуспеть во всех областях их личной и служебной
жизни? Стремящихся — и достигающих цели. Но силы они теряют на другом...
Мелочи, пустяки изъедают их жизнь. Такие мелочи и пустяки, что в их власти
стыдно признаться. Они незаметно приобретают силу. Борьба с ними кажется
бессмысленной. Если ваш дом подвергался нашествию муравьев, вы меня
поймете. Вы скажете: ну и пусть живут. Но вот однажды делается странное
открытие: собственная жизнь перешла в разряд пустяка только потому, что
вы дали волю пустякам. Поразительное наблюдение принадлежит Гете. Настоящие
испытания укрепляют, а пустяки и мелочи ИССУШАЮТ душу творца. Прежде эта
мысль казалась мне направленной на тот вывод, что у художника обязательно
должна быть жена. Да нет! Он имел в виду Человека. И кто же женщина, как
не творец? Вы скажете: почему же сопли у ребенка и содранная кожица на
коленке не иссушают ее душу? А потому, что они для нее — настоящая большая
проблема, которую надо победить тотчас. Поэтому с ребенком все в
порядке. Но не с ней самой.
Вот документальное описание состояния, а также дневниковые записи,
сделанные во время простого эксперимента — попытки справиться. Разумеется,
каждый конкретный случай, как и выводы из него, всегда индивидуальны. Но
можно заметить и общие черты... Подумайте.
«Меня спрашивали, что со мной. Я отвечала одно и то же: «Ничего, просто
я устала». Ребенку тогда исполнилось пять лет — и уже почти три года длилась
моя усталость.
Я раньше была другая!.. Но на третьем курсе начался роман с однокурсником,
который сказал: «Ты должна так проводить время, чтобы в конце недели гордиться
своими успехами». Тогда-то все и началось. В костер были брошены большие
и маленькие успехи. Паузы не было никакой, а когда спустя несколько лет
родился малыш, это только прибавило мне азарта. Помню, как рассмеялась
я, прочитав в интервью одной знаменитости, что у работающей женщины всегда
страдает что-то одно — семья или работа, и соединить обе вещи с успехом
нельзя. Как это нельзя, а вот мой пример!
... Моя усталость была, казалось, исключительно физического свойства.
Но я чувствовала: меня самой как бы нет на свете. Есть многофункциональный,
готовый внезапно залиться слезами, робот, дающий сбой в программе. Лаокоон,
борющийся со змеями, но без помощи сыновей. Уже мало чем можно было похвастаться,
если честно! Дом уже не был сверкающе чист, мой сын не всегда встречал
мою улыбку. И было нечто, испугавшее меня, для меня лично главное, — исчезли
события в моей жизни, разнообразные, порой даже шумные события вокруг меня,
что всегда занимало моих близких, включая ребенка.
В какой-то день не было
ни одного сообщения на автоответчике.
Приятельница кричала на
меня: «Что ты ноешь, у тебя прекрасный муж, прекрасный ребенок, квартира,
работа, машина!...» То же говорила мне моя мама. Хорошо, что она не перечисляла
мои ноги и руки, это ведь любимый аргумент наших мам — что мы не инвалиды.
Конечно, я могла бы припомнить,
как постепенно я училась откладывать решение именно своих проблем на потом,
— переводя их, заметьте, в разряд неважных, пустяковых! Как научилась хитрить
и лгать самой себе, говоря: «Нет, это решить невозможно!» Ну вот уже я
стала поправляться без всякой причины. Злой вирус «женской усталости» разрушал
меня, как стая термитов. Я поднималась, чтобы приступить к делам, выбегала
из дому по делам и возвращалась, одновременно снимая туфли и заряжая стиральную
машину. Но странно: казарменная организованность не устраняла ощущения,
что мелкие, отвратительно ничтожные дела и делишки набрасываются на меня
с новой и новой силой. Опасная черта подступила, когда я стала вслух говорить
примерно вот что: «Отчего все люди живут себе, как растения, а я одна мучаюсь,
не зная минуты, чтобы отдохнуть и расслабиться, все бьюсь над своими проблемами!»
Это было уже сильно похоже на домашний театр, и я успела спохватиться и
прекратить его раньше, чем стали бы расходиться зрители. |
|